Кроссоверы Ford Kuga изначально создавались для рынка Европы, но постепенно стали продаваться в России и Китае. Позднее появилась модификация Escape для Северной Америки, соответствующая местным законодательным требованиям. Автомобили никогда не были лидерами продаж в своем классе компактных кроссоверов, оставаясь твердыми середняками по технически характеристикам и надежности.
Общий обзор модели Ford Kuga
Кроссоверы Ford Kuga построены на базе платформ C1 (I и II поколения) и C2 (III генерация), отличающихся поперечным расположением силового агрегата и предусматривающих привод на передние либо на все колеса. Автомобиль стал первым компактным кроссовером, запущенным компанией Ford в серийное производство. Кузова отличаются высокой жесткостью на кручение и устойчивы к фронтальным ударам (за исключением нового теста с 25-процентным перекрытием). Поскольку кроссоверы Ford Kuga ориентированы на европейский рынок, то производитель вводил в каждое поколение версии с дизелем или механической трансмиссией.
Базовые версии Ford Kuga имели привод на передние колеса, а увеличенный дорожный просвет позволял съехать на проселок или преодолеть ямы на дороге без риска повреждения порогов. На модификациях с полным приводом устанавливалась муфта Haldex или Active Torque Coupling с электронным управлением, позволявшая асимметрично распределять крутящий момент между колесами. Блок управления фиксировал пробуксовку шин и передавал поток мощности на другое колесо. Система не только улучшала проходимость Ford Kuga, но и стабилизировала траекторию при движении на высокой скорости.
I поколение
Прототип модели под обозначением Iosis X был показан публике в рамках всемирного автосалона в Париже, проводившегося в 2006 г. Кроссовер имел вычурный дизайн с гипертрофированными колесами и дверями, лишенными ручек. Часть дизайнерских решений перекочевала на Ford Kuga I поколения, опытный образец которого продемонстрировали в 2007 г. во Франкфурте, а официальная презентация состоялась только в следующем году на Женевском автосалоне. Первые поставки автомобилей дилерам начались в марте 2008 г.
На кроссоверах Ford Kuga I поколения использовались атмосферные бензиновые двигатели и дизели с наддувом и промежуточным охладителем воздуха. Помимо механической коробки предлагалась новейшая на тот момент времени автоматическая трансмиссия Powershift с двойным сцеплением, обеспечивавшим быстрое и плавное переключение скоростей. Салон Ford Kuga I поколения по дизайну соответствовал легковому автомобилю Focus II генерации. Органы управления располагались на расстоянии вытянутой руки, а широкий диапазон регулировок сиденья и рулевой колонки был рассчитан на водителей разного роста.
Кузов имел дизайн в соответствии с концепцией Ford Kinetic Design. Плавные линии создавали запоминающийся облик Ford Kuga I поколения и одновременно снижали аэродинамическое сопротивление. Производитель предлагал модификации с панорамной крышей и электрической солнцезащитной шторкой. В качестве опции были доступны биксеноновые фары головного света, обеспечивавшие улучшенную подсветку дороги. В базовое оснащение входили 4 подушки безопасности, система курсовой устойчивости с поддержкой контроля тяги и ассистент экстренного торможения.
Кроссоверы Ford Kuga I поколения предлагались клиентам только с 5-дверным кузовом, но компания Ford планировала выпуск на рынок купе Kuga Coupe, сочетающего хорошую динамику с увеличенным дорожным просветом. Разработка модификации началась в 2009 г. под влиянием вышедшего на рынок купе BMW X6. Создаваемый Kuga Coupe должен был стать бюджетной альтернативой немецкому автомобилю, но разработка проекта была остановлена до момента сборки первого прототипа. В прессу попали отдельные обрывочные сведения и черновые рисунки будущего купе.
II поколение
Быстрый прогресс конкурентов привел к устареванию I генерации Ford Kuga, преемник был показан уже поздней осенью 2011 г. Дизайн создавался с оглядкой на концептуальный Ford Vertek, но в основе кроссовера лежала опробованная платформа С1. Если I поколение поставлялось в Россию из-за границы, то новая генерация собиралась на заводе под Елабугой, что позволило снизить накладные расходы и цену автомобилей. На территории России велась сварка и окраска кузовов с частичной локализацией производства компонентов для сборки.
На II поколении Ford Kuga стали использоваться малообъемные двигатели с наддувом, но для российского рынка и ряда стран Европы сохранили версию с атмосферным бензиновым мотором. Предлагался и дизель с турбиной, который был мало востребован в РФ (в отличие от европейского рынка). В состав трансмиссии входила механическая или автоматическая коробка с режимом ручного переключения. На версиях Ford Kuga с полным приводом использовалась муфта Active Torque Coupling с электронным управлением.
Кузов II поколения Ford Kuga сохранил спокойные линии, но двери стали перекрывать пороги для защиты от грязи. Зеркала переехали на стандартные треугольники в углах передних дверей. На передних крыльях появились небольшие декоративные накладки, подчеркивающие поясную линию. Увеличенный дорожный просвет улучшил геометрическую проходимость Ford Kuga, а пластиковые защитные накладки на порогах и бамперах предотвращали повреждение лакокрасочного покрытия. Для кроссоверов предлагались штампованные или литые диски диаметром 17 или 18″. В стандартное оборудование входил кондиционер с ручной настройкой, за доплату и на дорогих версиях Ford Kuga ставилась 2-зонная климатическая установка.
Салон на II поколении имел много общих элементов с Ford Focus III генерации. Для отделки кресел использовалась ткань или искусственная кожа. На стандартных моделях передние сиденья настраивались вручную, на дорогих модификациях ставилось кресло водителя с электрической регулировкой. Покупателям Ford Kuga предлагались пакеты опций, повышавших безопасность движения. В список дополнительного оборудования входили датчики парковки, система активной помощи при заезде и выезде с места стоянки. Предлагались датчики мониторинга слепых зон и фронтальный радар, автоматически включавший тормоза при приближении к попутному транспорту на небольшое расстояние.
В отличие от I генерации кроссоверы Ford Kuga II поколения претерпели рестайлинг. Модернизация была направлена на поддержание спроса и затронула оформление передней и задней оптики и пластиковых бамперов. Несколько изменилась отделка салона и появились дополнительные опции. Позднее на кроссоверах появилась система ЭРА-ГЛОНАСС, а для базовой комплектации стал предлагаться зимний пакет (обогрев передних сидений, рулевого колеса и лобового стекла). Из линейки трансмиссий для России пропала коробка PowerShift, которая не отличалась высокой надежностью и была мало приспособлена к агрессивной езде.
III поколение
Выпуск III поколения Ford Kuga начался в 2019 г., но автомобили не предлагаются в РФ в связи с уходом компании Ford с российского рынка легковых машин. В основе кроссовера лежит новая платформа С2 с увеличенной колесной базой и повышенной жесткостью при одновременном снижении веса. Для III генерации Ford Kuga предлагаются двигатели внутреннего сгорания и 2 разновидности гибридов (FHEV со стартер-генератором и батареей напряжением 48 В и PHEV, способный проехать на электрической тяге до 50 км).
Двигатели внутреннего сгорания Ford Kuga оснащаются наддувом (за исключением 2,5-литровой версии для гибридной силовой установки) и соответствуют нормативам Евро 6D. За счет снижения расхода топлива уменьшен уровень выбросов углекислого газа в атмосферу. Версии с классическим бензиновым двигателем или дизелем имеют расход в комбинированном цикле от 5,2 до 7,2 л, а гибридная версия PHEV сжигает всего 1,0-1,3 л бензина. Для подзарядки аккумулятора используется бытовая сеть или специальные станции, разъем находится на переднем крыле.
Для III поколения Ford Kuga предлагаются механическая коробка, вариатор и 8-скоростная автоматическая трансмиссия. По заказу ставится активный помощник с функцией парковки и частично автоматизированным управлением автомобилем. Предлагается мультимедийный центр с поддержкой сопряжения со смартфонами и навигацией, в список опций входит акустика Bang&Olufsen с усилителем мощностью 560 Вт. Помимо классической стрелочной комбинации приборов для Ford Kuga доступна цифровая программируемая панель диагональю 12,3″. Опционная система распознавания дорожных знаков предупреждает водителя о неправильно выбранном маршруте движения.
Конкуренты
В список конкурентов Ford Kuga входили и входят кроссоверы компактного класса:
- Volkswagen Tiguan и T-Roc;
- Renault Kaptur;
- Peugeot 3008;
- Nissan Qashqai и X-Trail;
- Toyota RAV4;
- Skoda Yeti и Karoq;
- Kia Sportage;
- Hyundai Tucson;
- Mitsubishi Outlander.
Отличительные особенности
Кроссоверы Ford Kuga отличаются вместительным салоном и удобным багажником, рассчитанным на перевозку крупногабаритных изделий. Силовые установки обеспечивают динамику на уровне легковых автомобилей, а двигатели с наддувом отличаются низким расходом топлива. На части Ford Kuga использовалась крышка багажника с электрическим приводом и датчиком под бампером, реагировавшим на движение ногой. Кроссоверы отличаются высокой безопасностью, на II поколении уже в базе установлено 7 подушек включая коленную. Системы стабилизации и экстренного торможения снижают риск возникновения аварийных ситуаций при неаккуратных маневрах.
Преимущества и недостатки
Кроссоверы Ford Kuga I поколения имеют возраст более 10 лет, что приводит к образованию очагов коррозии на кузове и в скрытых полостях. Проблемы владельцам создает замок капота с личинкой под ключ, расположенной под откидной эмблемой на решетке радиатора. На автомобилях с большими пробегами появляются потертости краски от резиновых уплотнителей дверей, на нижней кромке которых образуются очаги ржавчины. Подобная проблема встречается как на I, так и на II поколении Ford Kuga. На кроссоверах с панорамной крышей забиваются дренажи, что приводит к проникновению влаги в салон. Ford Kuga, как и любой другой автомобиль с пробегом, требует регулярного технического обслуживания с устранением найденных дефектов.
Преимуществом всех поколений Ford Kuga является большой выбор двигателей и коробок передач. Ресурс двигателей при своевременном обслуживании превышает 200-250 тыс. км, но в случае чрезмерного износа капитальный ремонт возможен не всегда. На кроссоверах с системой полного привода требует внимания муфта, при утечке масла появляются посторонние шумы и вибрация. Кроссоверы Ford Kuga не рассчитаны на эксплуатацию в тяжелых дорожных условиях, но легко преодолевают проселок и грязные лужи. Отделка салона из искусственной кожи склонна к образованию трещин. Ткань более устойчива к износу (надрывы появляются при пробегах более 200 тыс. км).
Заключение
Поскольку продажи Ford Kuga в России прекратились еще в 2019 г., то можно приобрести только подержанный автомобиль. Цена начинается от 700 тыс. руб. за экземпляры I поколения и доходит до 2 млн. руб. за кроссоверы II генерации последнего года сборки. Вместительный салон, жесткая подвеска и чувствительное рулевое управление делают кроссовер универсальным. Автомобиль подойдет как для индивидуальной эксплуатации, так и для выездов в составе компании из 4-5 человек. Стоимость запасных частей зависит от поколения. Помимо оригинальных узлов существуют компоненты от альтернативных поставщиков или ремонтные комплекты, снижающие затраты на обслуживание.