Тема городских внедорожников неоднозначная и не простая. Разные эксперты по-разному относятся к автомобилям данной категории. Но статистика — вещь упрямая и цифры свидетельствуют о том, что сегмент SUV в мире и на отечественном авто рынке наиболее востребован. Какие самые популярные кроссоверы 2019 года (рейтинг России и мировой), читайте далее в статье.
За Державу обидно или немного истории
Принято считать, что первый SUV – американская модель АМС Eagle с кузовом от легкового АМС Конкорд, который выпускался в США с 1979 по 1987 год. И это лишь из-за того, что модель оказалась верно позиционирована с точки зрения маркетинга. Машина была впервые официально представлена альтернативой легковому средству для ежедневной эксплуатации в городе. Но по-настоящему первые кроссоверы появились значительно раньше и не в Америке. Только презентовались они для езды по сельской местности или как удобный, более комфортабельный внедорожник для горной и пересеченной поверхности. И это были советские ГАЗ-М72 и Москвич-410.
Идея гибрида (легковушка + внедорожник) возникла во время II Мировой войны в Германии, Америке, Советском Союзе. И только в СССР эксперименты дошли до серийного, пусть малого, но производства. ГАЗ-61 на основе М1(знаменитая эмка маршалов Г.К.Жукова, И.С.Конева, К.К.Рокоссовского) сошел с конвейера в 1940, через девять лет создан правительственный ЗИС-110Ш. Всего было собрано 238 Эмок и 11 лимузинов ЗИС.
Уже в 1955 году по поручению Н.С.Хрущева сделать полноприводный «автомобиль для колхозников», Горьковский автомобильный завод приступил к массовому выпуску ГАЗ-М72. И вот он, настоящий серийный кроссовер, абсолютно новая модель с полным приводом, несущим, что принципиально (не рамным) кузовом, высоким дорожным просветом. «Победа» поставлена на тележку армейского козлика ГАЗ-69. От 69 достался передний мост и раздатка, легковая база усилена собственной подмоторной рамой и 14-ю механизмами.
Только для рабочих и колхозников в резиновых сапогах по щиколотку в грязи, промасленных телогрейках и спецовкой, машина оказалась слишком роскошной со светлой отделкой салона и шерстяными диванами. Интересный факт, омыватель лобового стекла на отечественных автомобилях впервые появился именно на первом кроссовере ГАЗ-М72.
Таким было начало. И дальше советский автопром успешно продолжил развитие и доведение до совершенства кроссоверных экземпляров, выпустив Москвич-410 тиражом 12 тысяч (1957 — 1960 год) с клиренсом 43 см, понижающей передачей, амортизаторами на рычагах, ведущими мостами, подвеской на рессорах.
Досадно, что спустя почти 70 лет, в стране с гигантским потенциалом, заложившей фундамент SUV, вымученный Chevrolet Niva с каждым днем теряет позиции в рейтинге и продолжает дорожать, LADA 4×4 на четвертом месте, а в ТОП кроссоверы 2019 записаны корейцы и француз. И это в целом по России. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах миллонниках самые популярные кроссоверы 2019 не совпадают с общероссийским выбором, а отечественный кроссовер вовсе отброшен на 20-е строчки.
Новейшая история сегмента
Crossover (кроссовер) — переход, пересечение (в переводе), т.е. на стыке легкого и тяжелого транспорта, самый молодой, популярный, стремительно развивающийся сегмент автомобильной отрасли и оттого пока еще с размытыми форматами.
Довольно общее понятие практичного и удобного семейного автомобиля для ежедневной эксплуатации, способного выезжать за город на проселочную дорогу в любых климатических условиях, развязало руки производителям.
Клиентам предоставлен выбор не только по цене из бюджетных, средних и премиальных дорогих и очень дорогих SUV, но по габаритам: субкомпактные, компактные, средненеразмерные, полноразмерные; с тремя рядами и по типу двигателя: ДВС, гибридные, электрические. К ним присоединились спортивные с драйверским характером, а также престижные статусные кросс-купе. Зачастую дистанция между категориями в сегменте мала настолько, что покупатель не видит особую разницу и покупает кроссовер, который дешевле.
Некоторые модели по этой причине не представлены на российском рынке. Также как кроссоверы на альтернативном топливе пока не конкуренты ввиду слабой оснащенности станциями заправок литиевых батарей и высокой стоимости. В то время как в Китае с 2025 года останутся автомобили только с электромоторами.
С недавних пор тотальная кроссоверизация добралась до брендов, которые, казалось бы, с внедорожниками, практичностью и ежедневной рутинной ездой не сочетаются. С появлением первых внедорожников Bentley Bentayga, Lamborgini Urus, Rolls Roys Cullinan, Jaguar, Ferrari (в 2021 году), серийных и лимитированных, с приставкой супер: премиальных, эксклюзивных, спортивных, добавились новые рейтинги за звание «Самые популярные кроссоверы в категории», где основная битва развернется через три-четыре года. За это время производители получат обратную связь от клиентов, обживутся в новом сегменте, исправят ошибки первенцев и сделают все, чтобы обойти конкурентов.
Маркетологи правят миром
Зато производители автомобилей для простых людей уже четко уяснили, какой целевой аудитории какой кроссовер предложить, в каждой нише ведется гонка, определяются фавориты, аутсайдеры и собственные покупатели. Более того, это они устанавливают правила игры в кроссоверы, делят на все более узкие потребительские сегменты и создают новый продукт. А далее органично презентуют его таким образом, будто до этого момента например, женатый 35 мужчина со средним достатком и двумя детьми ездил на метро исключительно оттого, что для него еще не выпустили соответствующий автомобиль.
И если тяжеловесы и консерваторы только входят в эру SUV под натиском времени, те, кто давно поделил рынок, делают ставку на кроссоверы, расширяя сегмент и укрепляя свои позиции. Так, согласно стратегии компании, в линейке Volkswagen к 2025 году будет 30 моделей SUV и каждый второй выпускаемый автомобиль бренда станет кроссовером, т.е. 50% от всего объема. Сейчас каждая пятая машина, продающаяся в мире под брендом VW – кроссовер.
Статистика в планетарном масштабе
Всемирная база Focus2move – мировой лидер Интернет сегмента авторитетного источника аналитических исследований автомобильного рынка, куда ежедневно стекается информация о продажах и моделях (свыше 1200) в более чем 160 странах 80 производителей автомобилей.
Профессиональные актуальные отчеты и обзоры консалтингового проекта брендов, моделей и рынков наглядно, достоверно и объективно отражают действительность глобального автопрома.
ТОП 10
В опубликованном 2 сентября посте F2move о 100 лучших внедорожниках сообщается, что в рейтинге на сегодняшний день идет борьба за лидерство между Toyota RAV4 и Volkswagen Tiguan. Mazda CX-5 продвинулась на 6 место с 10, Chevrolet Equinox впервые появился в списке десятка лучших и замыкает его, поднявшись на два пункта. Всего на долю SUV приходится 34,4% от общего объема реализованных пассажирских автомобилей, что на 13% больше по сравнению с предыдущим годом.
Первый — Тойота RAV4 (реализовано 410 тысяч экземпляров)
Самый популярный кроссовер в мире 2019 японского производителя уверенно продолжает лидерство с 2017 года и пока ни немцы, ни корейцы не обогнали его , хотя Тигуан стремительно сокращает дистанцию. Стоимость RAV4 в РФ от 1520 тысяч рублей и 7 место в списке «Самые популярные кроссоверы в России».
За что ценят и почему покупатели выбирают кроссовер из Японии:
- Пятое поколение кроссовера — свидетельство не угасающего интереса покупателей и грамотного расставления приоритетов компании: забота о клиенте во всех ключевых аспектах. Поставить себя на место пользователя, сделать так, чтобы RAV4 стал оптимальным, единственным решением в пользу покупки кроссовера на годы, а следующим автомобилем стал обновленный РАВ4.
- Название Toyota всегда являлось синонимом надежности. Исключительная репутация. Японское качество подтверждено годами.
- Выступая в сегменте компактных внедорожников, кроссовер комфортно вмещает 5 человек в просторном салоне с запасом места на заднем диване и спереди, а также оснащен вместительным багажником.
- Оптимальный размер семейного городского автомобиля, который не вызывает сложностей при парковке и маневрах.
- Кроссовер легко водить женщинам.
- Универсальный современный дизайн унисекс.
- Наличие в базовой комплектации множества систем безопасности и помощников.
- Дорожный просвет почти 20 см.
- Экономичность.
- Управляемость, маневренность.
Второй — Volkswagen Tiguan (реализовано 406 тысяч машин)
Следом за Toyota RAV4 в рейтинге самых популярных кроссоверов 2019 расположился немецкий компактный городской внедорожник. Кроссовер имеет все шансы догнать и перегнать японца в ближайшем будущем. Для этого ему нужно подтянуть экономичность, снизить стоимость обслуживания и ремонта, тогда, возможно, клиренс, меньше победителя на 7 мм, будет прощен. Потому что все остальные показатели на высоте, даже начальная стоимость ниже, хотя, база Tiguan скуднее японца. В прошлом году немец занял третье место в таблице самых продаваемых SUV. Стоимость кроссовера в России от 1390 тысяч рублей.
Третий — Honda CRV (реализовано 340 тысяч машин)
В 2019 японца подвинул Тигуан, поменявшись местами. Стоимость кроссовера в России от 1890 тысяч рублей. И снова непревзойденное качество страны восходящего солнца, пятое поколение, увеличена колесная база, стало еще комфортней, вырос дорожный просвет до 208 мм, хорошая шумоизоляция, солидная базовая комплектация.
Четвертый — Hyundai Tucson (реализовано 280 тысяч машин)
Корейский кроссовер уверенно сохранил показатели 2017 года и остался на четвертой строчке. Цена автомобиля в России от 1390 тысяч рублей и кореец замыкал список топ 10 кроссоверов в России 2019 г по итогам за полгода. По результатам 9 месяцев, Tucson вылетел из списка (Nissan X-Trail занял 10 строчку). Бюджетный, экономичный, качественный и практичный автомобиль с большим выбором бензиновых и дизельных моторов.
Не дорогой в обслуживании и расходниках в сочетании с достойной управляемостью, коротким тормозным путем, высокими динамическими показателями и техническими характеристиками, а также, наделенный интересным стильным дизайном, кроссовер Hyundai Tucson — автомобиль для жизни, помощник, не требующий затрат в эксплуатации. Компромисс достигается не самым большим клиренсом 17 — 18,2 см и высотой кроссовера, в котором рослым пассажирам не так комфортно.
Пятый — Nissan Qashqai (реализовано 273 тысячи машин)
В 2017 году шестое место досталось еще одному японскому кроссоверу, теперь Кашкай на ступень выше. В России японец продается от 1250 тысяч рублей. Нежная подвеска, сколы на передней части кузова, — минусы модели. В целом, просторный салон, выразительный эффектный дизайн, не самый экономичный автомобиль с быстрым и плавным разгоном, предсказуемой управляемостью, передовыми технологиями помощи водителю.
Шестой — Mazda CX-5 (реализовано 240 тысяч машин)
Японка взлетела с 10 позиции 2017. Продается в России по цене от 1490. Эстетичный, яркий и элегантный кроссовер на высоком клиренсе 21 см, мягкой подвеске, с исключительной шумоизоляцией, управляемостью и плавностью хода, надежными двигателями и средним расходом топлива, позволяют дать фору многим одноклассникам и подняться еще выше в рейтинге.
Седьмой — Nissan Rogue (реализовано 239 тысячи машин)
И снова японец стабильно остался на том же месте, что и в прошлом году. В России модель известна как X-Trail, базовая стоимость кроссовера от 1540 тысяч рублей. По итогам 9 месяцев года X-Trail вошел в ТОП-10 самых популярных внедорожников в России 2019 под номером 10.
Вместительный салон, особенно багажник, высокий просвет 21 см, отличная адаптация в холода, быстрый запуск двигателя при температуре ниже -30, мягкая подвеска, безупречные тормоза, — кроссовер X-Trail практичный спутник для путешествующих за город в любую погоду.
Восьмой — Kia Sportage (реализовано 230 тысяч машин)
Кореец остался на том же 8 месте. И третье место среди самых популярных кроссоверов 2019 г. в России. Модель стартует от 1290 тысяч рублей. Просторный кроссовер с выбором двигателей и комплектаций в широком ценовом диапазоне делают возможным ездить на полноценном автомобиле повышенной проходимости покупателям разного достатка.
Девятый — Haval H6 (реализовано 220 тысяч машин)
Китайский производитель Haval (дочка Great Wal) с компактным кроссовером H6 упал в рейтинге c пятой позиции на девятую, тем не менее, оказаться в 10-ке сильнейших в мировых продажах наряду с европейскими и японскими гигантами, это успех. В Россию приехал Haval H6 в 2017 году по цене от 1119 тысяч рублей за переднеприводную бензиновую базу. Кроссовер собирается в Тульской области и имеет отличные шансы стать любимцем семейных автовладельцев, выезжающих в деревню или на дачу. Топовая версия с полным приводом на дизеле обойдется на 250 тысяч дороже.
Десятый — Chevrolet Equinox (реализовано почти 220 тысяч)
Среднеразмерный американец подтянул продажи за минувший год и переместился на десятую строчку с 12-й в 2017. На отечественном рынке кроссовер официально не представлен, предлагается на вторичном рынке от 1370 тысяч рублей. Главные конкуренты Chevrolet Equinox – Ford Escape и Honda CR-V.
Что в России, кто первый?
Российское аналитическое агентство Автостат 31.10.2018 опубликовало отчет за 9 месяцев самых популярных кроссоверов в России 2018. В структуре автомобильного рынка солирует сегмент SUV с долей 43,2% (+ 2,4% по сравнению с 9 мес.прошлого года), что подтверждает растущий интерес к классу городских внедорожников. За девять месяцев 2018 года продано 521,9 тысяч кроссоверов, что на 22,1% больше, чем за тот же период 2017 года.
Модельный рейтинг возглавляет с большим отрывом Hyundai Creta (49 683 шт.; +33,6%). Вторая позиция – Renault Duster (31 643 шт.; +3,3%), третья — KIA Sportage (24 619 шт.; +34,5%). На четвертом месте в списке расположился отечественный кроссовер LADA 4×4 (23 819 шт.; +17,4%), а замыкает пятерку лучших Toyota RAV4 (23 281 шт.; -2,6%). В ТОП-10 самых популярных внедорожников в России 2019 также вошли: Volkswagen Tiguan, Renault Kaptur, Chevrolet Niva, Mitsubishi Outlander и Nissan X-Trail. Большинство из них показывают положительную динамику, за исключением Toyota RAV4 (-2,6%) и Chevrolet Niva (-6,8%).
В заключение
Российский рынок отличается от европейского и, тем более, американского, где размер имеет значение. В нашей стране недорогие бюджетные компактные кроссоверы становятся популярными и востребованы в первую очередь. Покупатели отдают предпочтение доступным практичным кроссоверам, которые еще в эксплуатации, обслуживании и ремонте не требуют значительных затрат.
У меня был Qashqai, хорошая машина
Вполне возможно, что так и есть, но у меня в городе одни KIA и Кашкаи, а Тойот маловато, хотя может — это только у меня. А еще многj Уазиков Патриотов, что то развелось…беднеет, видать, народ.
Я человек далеки от автотехнологий, но как обыватель, часто покупатель автомобилей из чего следует я водитель со стажем. На чем только я не ездила начиная с простеньких жигулей 90 -х до вот таких замечательных кроссоверов. Сейчас у меня Rav-4 хорошая машина сборка Японская, вообще мне нравятся их машины они отвечают за качество. Хотелось бы поддержать своих казахстанских производителей, если их машины были бы как у японцев, я бы не глядя поменяла своего коня на отечественную, ибо свой конь хоть и с погрешностями все таки свой. Слышали наши начали выпускать аналогичные машины, ну-ну. Пора уже и своей конюшней заводиться, я это своим казахстанским автопроизводителям. У нас и средств и возможностей хватить создать подобное авто, хватить инвистиции вне государства тратить давайте подобных кроссоверы и у себя сделаем, что мы хуже японцев. ;-)
Все, перечисленные в статье, внедорожники отличные! Мечта любого автомобилиста, есть одно но, они только для богатых людей.
Отличная статья) улыбнуло)) какие интересные ретро автомобили вы продемонстрировали)) пока смотрела, пришла на ум мысль — нет ничего нового, чем хорошо забытое старое))
Volkswagen Tiguan машина улет! Двигатель и «автомат» очень бодренькие, автомобиль легко разгоняется, не чувствуется вес.
Все, перечисленные в статье, внедорожники отличные! Мечта любого автомобилиста.
Но я бы выбрал мазду CX-5
Отличная машина по отличной цене
Очень объективная статья. Наши конструкторы всегда были лучшими в мире. Но, к сожалению нас всегда опережают по одной причине. Мы первыми придумываем, а запускают нашу идею в производство другие.