Планы по его созданию британская компания Bentley Motors Ltd (производитель премиальных авто) вынашивала ещё с 2012 года. Компания даже представляла публике концепт-кар, но после облетевшей мир новости замолчала о своих планах по поводу Bentley Bentayga на 3 года. После затишья в начале 2014 года появились первые фото модели и производитель упомянул, что собрал около 2 тыс. заказов, а позже ещё 2,5 тыс. (10% составили заказы из России), хотя продавать планировалось не более 3 тыс. экземпляров самого дорогого серийного кроссовера в год. За год до выхода в свет стали проводить краш-тесты (2015 г).
Впервые в окончательной версии модель была представлена публике на Франкфуртском автосалоне в 2015 году, продажи в России стартовали весной 2017 года (по предзаказу кроссовер был доступен россиянам и в 2016 году, цены начинались от 17 млн рублей). Наконец, планы компании по разработке уникального авто, с которым концерн сможет войти в сегмент премиальных SUV, реализовались. Также производитель пообещал выпустить более экономичную версию авто, а через пару лет и внедорожное купе на базе данной разработки.
По цене и качество
Британский автоконцерн удостоил названием свою разработку лишь в конце 2014 года – кроссовер назвали Bentayga в честь скал острова Гран-Канария (Канарские острова в Атлантическом океане, принадлежащие Испании). Достойное название для премиального автомобиля.
Техническое совершенство
Bentayga Бентли демонстрирует самые высокие ходовые характеристики благодаря:
- постоянно подключенному полному приводу (на уникальном дифференциале Torsen, обеспечивающем распределение крутящего момента между колесами, его уникальность состоит в функции самоблокировки и повышенной чувствительности к крутящему моменту);
- мощным высокотехнологичным моторам:
- бензиновый 12-ти цилиндровый турбодвигатель объемом 6 л и мощностью 608 л.с., 900 Нм при 1700 об/мин (такой же агрегат устанавливают на Audi A8L, Volkswagen Phaeton и спортивного собрата Bentley Continental GT);
- дизельному 8-ми цилиндровому V8 (4-х литровый, 435-сильный, 900 Нм при 1000-3250 об/мин) – самому мощному и совершенному силовому агрегату на сегодняшний день;
- современной КПП – мощность двигателя направляет на колеса 8-ми ступенчатый «автомат» ZF AL952 (60% — на задние, 40% — на передние);
- модульной платформе Volkswagen MLB Evo (такая же используется на Audi Q7 и планируется на Lamborghini Urus;
- адаптивной пневмоподвеске (самовыравнивающаяся независимая «многорычажка» с активной системой амортизации, электронными стабилизаторами для максимального смягчения крена на поворотах);
- мощной тормозной системе (укомплектована 400-миллиметровыми фронтальными дисками спереди и 380-миллиметровыми сзади) – единственная из ныне существующих способна обеспечить резвое торможение автомобиля даже при работе мощных двигателей Бентли на полных оборотах;
- электронной системе, отвечающей за управление динамикой, которая может работать в 4-х режимах, созданных под разные условия езды. Сменить режим можно с помощью поворотного переключателя. «Умная» электроника сама обеспечивает необходимые настройки работы движка и подвески для обеспечения полной уверенности и контроля.
- Режим Comfort создан для наслаждения плавным и мягким ходом автомобиля.
- Sport создан для езды по ровному дорожному полотну, позволяет насладиться скоростным вождением.
- Наиболее сбалансированный, по мнению самих инженеров, режим – режим Bentley, отличается идеальным балансом комфорта и ходовых качеств.
- Custom (индивидуальный) позволяет вручную уточнить настройки работы двигателя, КПП и подвески, исходя из собственного стиля вождения.
Опционально доступны ещё 4 настройки для езды по бездорожью (пакет All Terrain)
Высокотехнологичные моторы Bentley
Моторы Бентли Бентайга отличаются высокой технологичностью. Бензиновый наделен:
- системой частичного отключения цилиндров, которая обеспечивает максимальную отдачу уже в первые секунды разгона, на низких оборотах;
- системой «старт-стоп» (Бентли – единственный в мире кроссовер, оснащенный данной технологией), которая в сочетании с предыдущей системой позволяет авто демонстрировать отличный показатель расхода (13,1 в смешанном цикле) и низкий уровень выброса CO2 (296 г/км).
- многоточечным впрыском, (впервые система применена на серийных установках Bentley) – во время движения происходит переключение между непосредственным и распределенным впрыском, что позволяет повысить ходовые характеристики, в частности оригинальная конструкция турбонагнетателей twin-scroll (в переводе – «двойная улитка» или двойная турбина) позволяет повысить скорость отклика мотора на действия водителя (двойная конструкция позволила полностью исключить эффект турбоямы).
Инженерам Bentley удалось воплотить большинство из указанных опций и в дизельных моторах для кроссовера Бентайга и даже усовершенствовать некоторые элементы. В частности создать 8-ми цилиндровый дизельный агрегат с 32 клапанами, установив «тройную» scroll (тройной наддув – два механических турбонагнетателя и 48 В электросети вместо третьего эффективно устраняют эффект турбоямы) и наделив его целым рядом технических инноваций
В результате дизельная модификация кроссовера оказалась способной демонстрировать:
- непревзойденную динамику,
- улучшенную управляемость на трассе и в условиях бездорожья,
- скорость (до 270 км/ч),
- быстрый разгон (за 4,8 секунды достигает отметки на спидометре 100 км/ч),
- заявленный расход топлива и увеличенный запас хода (85 л топливный бак позволяет проехать без дозаправки более тысячи километров, расходуя при этом всего 8 л на 100 км в смешанном цикле),
- низкий уровень выброса СО2 – 210 г/км (такой впечатляющий результат был получен за счет сажевого фильтра, катализатора селективного восстановления).
Ускорение происходит быстро, легко и незаметно для водителя и пассажиров. Буксировка в любых дорожных условиях не оказывается проблемой благодаря внушительному крутящему моменту (такой же, что и в двигателе W12 – 900 Нм). При этом силовой агрегат работает плавно и тихо.
Ходовые характеристики
В итоге слаженной работы узлов, агрегатов и систем автомобиль премиум-класса демонстрирует:
- скорость до 301 км/ч бензиновый мотор, 270 км/ч версия с дизельным мотором;
- разгон до первых 100 км/ч за 4,1 (бензиновая версия) и 4.8 секунд (дизельный собрат);
- заявленный расход топлива 8/9,4/7,2 л дизеля, 13,1/19/9.6 л бензина (смешанный/город/трасса);
- широкие возможности для эксплуатации (с одинаково максимальной эффективностью в условиях бездорожья и скоростной трассы);
- мягкий ход, высокая управляемость – несмотря на «суровый» двигатель и надежную «начинку» автомобиль движется плавно, демонстрируя безупречную управляемость (и все же в условиях бездорожья подвеска может дать о себе знать, все таки мы имеем дело не с городским авто, а с кроссовером – подвеска и должна быть жестче, для уверенной проходимости поворотов на высокой скорости).
Экстерьер премиального кроссовера
Разработчикам предстояло осуществить непростую задачу – покорить автовладельцев современным экстерьером премиального внедорожника, причем предстояло обойти в плане эстетических качеств достойных соперников, уже существующих на рынке – роскошных Porsche Cayenne и Audi Q7. В 2012 году дизайнеры Bentley Motors подготовили и презентовали концепт-кар под рабочим названием EXP 9 F. Но на этом британские творцы не остановились – ещё два года команда дизайнеров потратила на доведение модели до совершенства: на каждый элемент ушло не мало времени – 4 недели моделировали в 3d радиаторную решетку, 6 недель – переднее крыло и так до тех пор, пока не появилась полномасштабная модель из глины. Еще полгода над Bentley Bentayga трудились инженеры, чтобы довести прототип до полной готовности. В 2016 году на полигоне в Кру уже во всю проводились испытания нового кроссовер.
Фирменный стиль можно узнать по оригинальной фальш-решетке (прямоугольной, полностью хромированной), по форме оптики, типичной для моделей Bentley (классические овальные фары с выштамповкой названия автоконцерна). Солидности облику придают массивные бампера. Но грубая форма кузова, присущая кроссоверам, сглажена плавными переходами и линиями. Элегантность и аристократизм «читаются» в каждой черточке. Акцент во внешнем облике спереди сделан с помощью рельефной линии, проходящей по центру капота, сквозь логотип и радиаторную решетку. По низу пущены хромированные вставки. Хром присутствует и в окантовке номерного знака, и в задних прямоугольных фарах.
О повышенной проходимости во внешнем виде ничего не говорит, для этого в кузове предусмотрены лишь короткие свесы (клиренс – 245 мм), большие колеса с дисками 20R (кованые 21-22R из алюминиевого сплава устанавливаются на авто в качестве опции), а спереди видна защита днища. Никаких резких и брутальных черт, лишь слегка мускулистый профиль, заостренные грани на крыльях и спойлер на крышке багажника. Складывается обманчивое впечатление, что перед нами седан премиум класса.
Приобрести кроссовер можно практически в любом цвете кузова – производитель предусмотрел более 100 оттенков окраски кузова и до 12 двухцветных вариантов лакокрасочного покрытия.
Максимальный комфорт внутри
Салон оформлен в классическом фирменном стиле – в качестве отделки используются только изысканные материалы: натуральная кожа, дерево редких пород, металлические граненные детали. Даже приборная панель закрыта минеральным стеклом, вместо пластика (такое стекло используют производители элитных часов). Причем покупателю доступен широкий выбор – до 15 цветовых вариантов отделки салона.
Вместимость и функционал кресел
Места в автомобиле предостаточно: в длину кроссовер достигает 5,14 м, в ширину – 1,998 м, в высоту – 1,742 м. Багажное отделение достаточно вместительное – 484 л. В некоторых комплектациях задние сидения могут складываться (но не «в пол»), освобождая больше места для груза – до 1 774 л. Кроссовер выпускается в пятиместной версии, но опционно доступен третий ряд сидений (не складываются).
Кресла в автомобиле широкие, удобные, оптимальной жесткости. Оснащены вентиляцией, подогревом, массажным механизмом. Все регулируются: можно изменить угол наклона спинки (до 9 положений) и боковой поддержки. Кресла заднего ряда разделены и оснащены, в отличие от передних, сервоприводом (механическим приводом с функцией автокоррекции состояния). Но могут быть объеденены для размещения пятого пассажира (есть комплектация 5/4, а есть 5/5). Имеются столики, подстаканники с функцией охлаждения и подогрева. Пассажиры заднего ряда могут управлять климат-контролем с помощью сенсорного монитора, размещенного по центу. Также «гости» смогут насладиться в долгой поездке просмотром видео – в спинках передних сидений встроены планшеты 10,2 дюйма с функцией Bluetooth, Wi-Fi и 4G.
Опционально (за дополнительную плату) в четырех и пятиместных конфигурациях доступен набор для пикника – в багажнике размещается удобный выдвижной столик (может использоваться и как сиденье) и пара стульев. Складное, выдвижное сиденье Event Seat уникально (производитель оформил патент), отделано кожей, украшено фирменной ромбовидной отделочной строчкой. Создано, чтобы перевести дух и насладиться остановкой в тени поднятой багажной дверцы.
Место водителя
Перед водителем – тонкий трехспицевый руль оснащен электрическим усилителем, кнопками управления мультимедиа и круиз контролем, обшит двухцветной кожей и имеет хромированные вставки.
За рулем – массивная передняя панель, выполненная в традиционном стиле для автомобилей марки Bentley. От центра в стороны отходят козырьки в форме крылышек, намекающих на логотип компании, панель имитирует датчики спидометра и тахометра, но по сути представляет собой дисплей, в центре которого – данные навигации. Доступна проекция данных: функция отображает на лобовом стекле текущую скорость, данные о распознанных знаках и навигационной системы.
На центральной консоли – хромированные дефлекторы воздуха, аналоговые часы, блок климат-контроля с кнопками и шайбами, сенсорный дисплей мультимедийной системы и навигатор с Wi-Fi, Bluetooth и 4G. На экране в 8 дюймов отображаются данные с камер.
Ниже – ниша для мелочей из качественного дерева. На ней же – селектор коробки передач, а вокруг – кнопки управления тормозом, автопарковкой и «аварийкой».
Техническое оснащение
Техническая «начинка» дополняет созданный уровень комфорта: в кроссовере –премиальная аудиосистема (на выбор: Standard, Signature, либо самая совершенная в классе SUV Naim мощностью до 1950 Вт и с 20 активными высокочастотными динамиками), синхронизированная с освещением салона для максимального погружения в звук. А также активный круиз-контроль, четырехзонный климат-контроль, инфракрасная камера, проекционный 8-ми дюймовый экран мультимедийной системы с 60 Гб памяти, система ночного видения, переносной пульт управления и многое другое, что позволяет соединить комфорт представительского автомобиля с динамикой и проходимостью современного кроссовера.
Доступные комплектации и цены
Кроссовер Bentley Bentayga представлен на российском рынке в трех модификациях:
- Mulliner, в которой ставка сделана на роскошь (только 4 места) – у официальных дилеров цена стартует от 14,5 млн рублей;
- средняя комплектация, обозначенная просто – по названию модели, характеризуется повышенными скоростными возможностями;
- Bentley Bentayga Diesel – модель с дизельным двигателем и вместительным баком для топлива (позволяет проехать после заправки до тысячи км) – потолок стоимости не ограничен, поскольку производитель позволяет дополнить модель множеством доступных опций.
Первые две модификации оснащаются бензиновым 608-сильным 6-литровым мотором с турбонагнетателями. Все агрегаты комплектуются 8-ми ступенчатой АКПП, привод – постоянный полный.
Основные конкуренты
Ближайший родственник «британца» – Audi Q7. Странно, но при общем кузове, Бентли Бентайга всё же уступает Q7 по внутреннему простору. При одинаковой конструкции подвески, Bentley SUV имеет иначе откалиброванные амортизаторы.
Главные конкуренты — большой немецкий кроссовер Porsche Cayenne с вместительным багажником за 5-6 млн рублей (проигрывает в мощности двигателя и по габаритам) и спортивный внедорожник Lamborghini Urus стоимостью 15,2 млн рублей (с последним у Bentayga не мало общего – до 20% общих запчастей).
Эксперты называют и других соперников кроссовера Бентли Бентайга:
- истинно-американский Cadillac Escalade (5-7,2 млн рублей),
- презентабельный гигант Infiniti QX80 (4,8-5,2 млн),
- премиальный внедорожник Lexus LX с внешностью космического корабля (6-7 млн),
- легендарный Гелендваген Mercedes Benz (8 млн),
- обновленный внедорожник Range Rover Vogue в различных комплектациях (6,7-13,3 млн).
Сам же производитель признает лишь одного конкурента — Range Rover, называя модель достойной для соперничества. И вот почему…
Лучший в классе
Преимущества британского кроссовера напрямую связаны с классом автомобиля (высокий уровень комфорта, элитные отделочные материалы, максимальное оснащение и самое лучшее оборудование). Но главное достоинство модели – максимальная гармония характеристик, которой завершились долгие попытки сочетать свойства премиальных легковых авто и кроссоверов.
Новая модель отличается от одноклассников:
- самой высокой скоростью в классе (оснащается самыми мощными моторами – 435 и 608 л.с., способными развить скорость до сотни за 4,1 секунды);
- повышенным уровнем комфорта и презентабельности (на уровне vip седанов);
- уверенной ездой по бездорожью. Конечно, не стоит сравнивать показатель проходимости с феноменальными возможностями современных джипов, например, Land Rover Discovery, поскольку Бентли Бентайга не создан для поездок на охоту. Но если есть необходимость проехать по суровым тропам – кроссовер не подведет.
А недостатки имеются?
А есть ли минусы и недостатки у премиального «британца»? Конечно, в чем то кроссовер уступает конкурентам (например, по объему багажника, коэффициенту аэродинамического сопротивления). Эксперты отмечают подрагивание машины и вибрацию на руле при прохождении некоторых неровностей (стыки мостов, люки), ощутимую сложность при прохождении крутых поворотах на скорости (лучше проезжать их не спеша).
Но в целом, британскому кроссоверу действительно нет равных – по основным характеристикам и цене. Он подходит для ежедневных поездок и редких вылазок на природу. «Британец» презентабелен, комфортен и практически совершенен. Не удивительно, что он оказался востребованным на мировом рынке (заказы с 4,5 тысяч очень быстро выросли до 5,6). Эксперты предвещают дальнейшее совершенствование модельного ряда (ожидается выход гибридной модификации для подзарядки от электросети) и долгое существование на рынке практически вне конкуренции.